?

Log in

No account? Create an account

interactiveavia


Сообщество Профессионалов


Previous Entry Share Next Entry
Вопрос к специалистам: что за "стойкий" лед?
maryka84 wrote in interactiveavia
Пользуясь возможностью выражать здесь свое мнение, хочу предложить еще одну рубрику для Сообщества - "Вопрос к специалистам". Например, кто-то увидел что-то необычное, заснял, выложил и спросил, а что это было, как объяснить и так далее.

Открою рубрику таким вопросом. В мае 2010 года летела из Новосибирска на B-737-500 Nordavia. В тот день было облачно, шел мокрый снег. Когда облака остались довольно далеко внизу, оказалось, что кроме нарисованных на хвосте снежинок, есть еще и совсем не нарисованные на крыле льдинки:



Продержались они минут 20. А вопрос в том, что это было за явление и отчего оно произошло? Как часто случается? "Видимо" ли оно на приборах?

Я летаю довольно часто (несколько раз в месяц), с моего места обычно крыло хорошо просматривается. Но такого ни раньше, ни позже видеть еще не приходилось...

  • 1
Это называется обледенение.

Камент про чемпионат россии в Мензелинске.

Это явление называется обледенение

Это обледенение называется явление

Кстати, почему обледенело ровно до спойлеров?

Вот и мне тоже это интересно... 0_0

Двух одинаковых полетов не бывает

Картинка и вправду интересная!
То, что это - обледенение, и козе понятно. Интересно то, что там есть гребни льда, идущие параллельно носку крыла. Эт свидетельствует о том, то дефлекторы со своей задачей справляются (маленькие гребешки в передней части крыла препятствуют на стреловидном крыле стеканию потока воздуха вдоль угла стреловидности, заставляя его двигаться по линии, параллельной фюзеляжу. Эти наледи напоминают перистые облака (образующиеся поперек движения воздуха), порождаемые его волновыми движениями. В них происходит изменение температуры, достижение точки росы и конденсация водяного пара. Возможно, что несвоевременное включение ПОС (ПротивоОбледенительной Системы), а то и ее неправильная эксплуатация, или особенности обледенения в этом полете и породили такие волны, после налипания снега на переднюю кромку крыла вызвавшую их образование. А затем и сами они спровоцировали новые валики... Потом уже, когда работал ПОС, лед подтаивал и вода стекала уже вдоль, подворачивая в сторону фюзеляжа под воздействием нижней части вихревого жгута. Сложно там все расписать! Каждый полет по своему уникален. Удачной фотоавиаохоты!
И чтобы при этом авиаудача не охотилась за тобой! :о)

Re: Двух одинаковых полетов не бывает

Спасибо за детальное описание и за пожелания! :) Представить не могла, насколько все там "закручено" и сколько разных условий влияет...
Буду продолжать охотиться за новой "авиадобычей"! ;)

Рубрику - "Вопрос к специалистам".

Идея рубрики "зачётная" )))

Конечно, это обледенение. Обнаруживается оно радиоизотопными индикаторами (РИО), зажигающими расположенное на приборной доске табло "ОБЛЕДЕНЕНИЕ"

При включении ПОС (противообледенительной системы) отложения льда удаляются только с обогреваемой передней кромки крыла. А на необогреваемой части крыла лёд остаётся.

Re: Рубрику - "Вопрос к специалистам".

Спасибо за содержательный ответ! Я видела в сети только картинки с передней кромкой, а с тем, что происходит за ней - ни разу... А существует ли какое-то влияние льда на необогреваемой части?
PS Надеюсь, кавычки у слова "зачетная" не в смысле отрицания (то есть, НЕзачетная)?)))))

Ещё раз про лёд на крыльях

Обледенение возникает далеко не всегда, даже при отрицательных температурах.
Чаще всего оно возникает в диапазоне температур +5;-15 С и определённой (критической влажности воздуха). Температура наружного воздуха,имеется ввиду, на высоте(эшелоне,FL). Сразу отвечу почему от +5.
А вы попробуйте из машины высуньтесь на скорости 100 км\ч. Замёрзнете сразу, но то человек, он и так теплый. А самолёт холодный , а если у него баки в крыле с холодным топливом.то ещё и изнутри добавиться прохлада. Кому жутко интересно вот тут подробно описанно http://www.mak.ru/russian/investigations/2008/crj-100lr.html
При температуре ниже -15 С, лёд хуже кристаллизуется(снежную бабу лучше лепить в оттепель, чем в жуткий мороз) и образование льда маловероятно.
Вот так,вкратце, выглядит пересказ главы об облединении из учебника "Авиационная метеорология"

Re: Ещё раз про лёд на крыльях

Спасибо за интересный ответ и за ссылку!

А модераторы комментарий удалили.
Подозрительный :-)

Могу только добавить, что крылья и оперение в такую погоду должны были обработать спецжидкостью непосредственно перед вылетом. Цель такой обработки - убрать лед и снег с верхней части крыла и оперения, чтобы за счет турбулентности (неламинарности) обтекания не уменьшалась подъемная сила. Возможно, из-за того что был май, наземные службы это делать перестали (только предположение)? Если так, то грустно, - в Канаде в 90-х было несколько печальных инцидентов, связанных с обледенением верхней кромки крыла до взлета. Или вариант о котором писали, - что обледенение произошло уже после взлета.

Обледенение

Слов много, толку мало!

Что за явление и от чего произошло:
То что показано на фотографии является одним из видов обледенения.
Не знаю как на импортных самолетах, но на отечественной технике обледенение на крыле ВС не индицируется на приборах, и датчик РИО как тут писалось не укажет на наличие данного обледенения.
То что мы здесь видим это прозрачный лед, по своей структуре является одним из самых хрупких видов льда, на поверхностях ВС держится непрочно, быстро тает, не самый опасный вид обледенения, редко достигает значения сильного обледенения (нарастания 1 мм в мин).
По виду, сиё обледенение - результат заправки ВС холодным топливом, в таком случае с теплой стороны возникает конденсат, который имеет свойство замерзать при понижении температур.

Частое ли явление:
Не очень. Но у нас такое тоже наблюдалось.

Видно ли на приборах:
Нет! Определяется только визуально на отечественной технике, на импортной - не знаю.

Опасно ли:
Вообще обледенение по своей сути опасно, из-за наличия обледенения изменяется профиль крыла и его шероховатость, за счет чего точка срыва потока смещается ближе к передней кромке крыла и значение подъемной силы Vy уменьшается.
На самолетах с задним расположением двигателей, были случаи с отделением льда на разбеге и попаданием его во входные направляющие аппараты двигателей с их последующим выходом из строя.

мля. ну и дура на фотке...
(Frozen) (Thread)

Вы про крыло??? За что же Вы его так? 0_0
(Frozen) (Parent) (Thread) (Expand)

  • 1