?

Log in

No account? Create an account

interactiveavia


Сообщество Профессионалов


Previous Entry Share Next Entry
Навеяно Сургутом...
Black & White
arabskiy_pilot wrote in interactiveavia


 

 

Обычный день, обычный рейс. Который через полчаса обернётся одной из крупнейших катастроф в истории гражданской авиации...

 У Ахмеда, бригадира бортпроводников, это уже третий сегодня. Уже почти ночь. Ещё полтора часа, и дома. Задержка, правда, минут на двадцать, но, ерунда – привыкли. Рейс уже прибыл с опозданием из Карачи. Пассажиров – full house. В основном – на Умру, поэтому тихие и послушные. Правда, также много своих, целыми семьями. А это отдельная проблема – из-за местного менталитета рассадить их по салону - каждый раз, как на войну. Все хотят сидеть со своими и им плевать, что там в посадочном талоне написано. Приходится быть дипломатом и полицейским в одном флаконе.  Наконец, слава аллаху! все сидят. Готовы, командир!

Инструктаж по безопасности, руление. В салоне к взлёту готовы! Поехали. Ничего нового за десять лет работы не придумали. Самолёты только меняются. Теперь это Tristar L1011, самый удобный из всех, на которых приходилось летать -  просторный, с двумя проходами и удобными кухнями.

Набираем высоту. Вот-вот погаснет «Пристегните ремни» - сигнал к началу обслуживания. Сегодня надо за полчаса успеть накормить почти триста человек. Чего тянут-то? Вроде уже не болтает...

Упс... “Flight Attendant Supervisor, report to the Cockpit!” Это серьёзно.. Тем более, что подсознательно только что почувствовал еле уловимый запах дыма... Бывает иногда, когда в печке что-то подгорит, но их только включили! Бегом в кокпит.

Оказалось, у них  сработала сигнализация дыма в заднем багажнике.

- Как там в салоне – дымом не пахнет?

- Вроде как есть чуть-чуть, сейчас уточню.

Вышел в салон, тут же звонок на L1:

- Это L4. Ахмед, у нас дым из под пола!

Вот так... Что может быть хуже? Пойду, «обрадую»...

- Капитан, дым из-под пола в последнем салоне!

Бортинженер явно не в себе: лихорадочно листает сборник аварийных действий и никак не может найти нужную страницу. При этом как-то нервно повторяет: No problem, no problem! А ещё американец... Второй пилот растерян и как-будто в лёгком ступоре.  Один капитан спокоен:

- Всё нормально, не волнуйтесь

- Как нормально? Горим ведь!!!

И, неужели не ясно, что давно разворачиваться пора? Мы, ведь, продолжаем на Джедду пока(((

Ну, наконец! Капитан пристегнул плечевые ремни и начал разворот на обратный курс.

Поиски чеклиста, между тем, продолжаются...

Ладно, посмотрим, а пока – за дело. Надо бригаду и пассажиров подготовить.

Закрыл за собой дверь, обернулся в салон и сразу понял, что подготовки не будет. Задние пассажиры уже в проходах. Дыма полно. Никогда такого не видел: чёрными струями он бежит по закруглённым стенкам и клубится под потолком. Люди пригибаются, чтобы не вдыхать это и продираются вперёд, где ещё не всё так плохо. Старики, кричащие женщины, плачущие дети. Несколько мужчин расталкивают не столь отчайных и наглых соседей и рвутся вперёд. Кто-то пытается прорваться по креслам и головам. Кто-то по упавшим в проходах. Остановить это уже невозможно – все хотят жить.

- Займите свои места! Мы идём на посадку. Ситуация под контролем. Прослушайте информацию об аварийной посадке...

Сидевшие впереди тоже уже стоят, и, хотя, дым здесь ещё совсем жидкий, тоже начинают тесниться вперёд, понимая, что скоро это всё будет и у них.

Кто глотнул дыма, начинают кашлять – сильно, с надрывом. В горло - как кол вставили. И не остановиться. На глаза наворачиваются слёзы. Грудь разрывает от глухих ударов изнутри...

Процесс неуправляем... Хотя, всё-таки, пытаться надо...

За окном уже летят кврталы Рияда. Привычный толчок – выходят шасси. Быстрее! Время ползёт...

Ахмед вернулся в кокпит. Здесь всё пока более-менее нормально. Дымом только чуть пахнет. Полоса уже видна впереди. Несколько минут и мы на спасительной земле.. Пережить бы эти несколько минут...

- Командир, там всё плохо – будем эвакуировать, когда остановимся?

- Погоди, я скажу, если надо.

- Как, «если надо»? Какие ещё варианты????

Вышел обратно в салон. За кабиной уже не протолкуться. Что там дальше – не видно. Только дым, крики, кашель. Дышать почти нечем. Даже не хочется думать про тех, кто сзади...

Касание. Неужели пережили? Тормозите быстрее. Почему всё так медленно, как обычно?

Обратно в кокпит.

- Командир – эвакуируем?

- Погоди, я скажу.

Как-будто ничего не происходит! Да там уже полная задница!

Нет, рулит в конец полосы, медленно сворачивает на рулёжку и продолжает рулить!

- Ё.. твою мать! Хватит уже!

Толчок в спину – пассажиры уже здесь. Наконец остановились. Всё равно команды нет! Хрен с ним! Ахмед пытается прорваться к двери – перед ним толпа обезумевших людей. Кто двери-то будет открывать? Лётчики что-то кричат. Толпа напирает. В кокпите уже давка. Дым. Крики. Кто-то молется. Раздирающий кашель. Кол в горле. Кто-нибудь – откройте двери!!!!!! Дыма всё больше. Ахмед прижат к чей-то спине. Не пошевелиться. Дышать уже нечем..............

_____________________________________________________________________________________

Вот так, примерно... Со стороны это выглядело почти безобидно: самолёт сел нормально, докатился до конца ВПП, освободил её, даже свернул на магистральную РД. От посадки до остановки прошло 2мин. 40 сек! Вечность, когда горит. Подъехали пожарные машины и стояли рядом с самолётом, у которого двигатели ещё работали в течении 3 мин. 15 сек., и который выглядел вполне обычно, без внешних признаков пожара,  и, не получив никакой команды или информации просто ждали. Только через 15 минут смогли открыть R2 и тут же огонь, видимо получив порцию кислорода вспыхнул по всему фюзеляжу. Только после этого начали тушить. Хотя, спасать к тому времени уже давно было некого...

Почему они не эвакуировались, так и осталось тайной. Есть версии, что не разгерметизировали самолёт, и поэтому не смогли открыть двери. Не разгерметизировали потому, что забыли или, не следовали установленной процедуре, или, возможно, потому, что перегорели провода управления выпускными клапанами. Также, возможно, экипаж просто физически не смог прорваться к дверям. Пассажиры были везде. В кокпите нашли 11 тел...

Судя по расшифровке разговоров, капитан, видимо, находились в состоянии «отрицания». Песенку на арабском всё время напевал. Несмотря на информацию бригадира и настойчивые просьбы об эвакуации, он не стал останавливаться на ВПП и вполне контролируемо потерял драгоценные минуты. Второй пилот только начал летать на L1011 и помощи от него не было никакой. Бортинженера вообще пререклинило – так и не смог найти нужную аварийную процедуру в сборнике.

Подробности происходящего в салоне и кокпите, динамика развития пожара, поведение пассажиров - естественно, полёт моей фантазии, подкреплённый материалами расследования, рассказами людей, которые работали в авиакомпании в то время, а также членов экипажей двух других сгоревших самолётов (Ту-134 65120 и 65617), которых я знаю очень близко....................


http://en.wikipedia.org/wiki/Saudia_Flight_163

 




  • 1

Re: Идиотский вопрос...

Спасибо! Сам был свидетелем как стравливали давление на Ил-96.

  • 1