?

Log in

No account? Create an account

interactiveavia


Сообщество Профессионалов


Previous Entry Share Next Entry
Навеяно Сургутом...
Black & White
arabskiy_pilot wrote in interactiveavia


 

 

Обычный день, обычный рейс. Который через полчаса обернётся одной из крупнейших катастроф в истории гражданской авиации...

 У Ахмеда, бригадира бортпроводников, это уже третий сегодня. Уже почти ночь. Ещё полтора часа, и дома. Задержка, правда, минут на двадцать, но, ерунда – привыкли. Рейс уже прибыл с опозданием из Карачи. Пассажиров – full house. В основном – на Умру, поэтому тихие и послушные. Правда, также много своих, целыми семьями. А это отдельная проблема – из-за местного менталитета рассадить их по салону - каждый раз, как на войну. Все хотят сидеть со своими и им плевать, что там в посадочном талоне написано. Приходится быть дипломатом и полицейским в одном флаконе.  Наконец, слава аллаху! все сидят. Готовы, командир!

Инструктаж по безопасности, руление. В салоне к взлёту готовы! Поехали. Ничего нового за десять лет работы не придумали. Самолёты только меняются. Теперь это Tristar L1011, самый удобный из всех, на которых приходилось летать -  просторный, с двумя проходами и удобными кухнями.

Набираем высоту. Вот-вот погаснет «Пристегните ремни» - сигнал к началу обслуживания. Сегодня надо за полчаса успеть накормить почти триста человек. Чего тянут-то? Вроде уже не болтает...

Упс... “Flight Attendant Supervisor, report to the Cockpit!” Это серьёзно.. Тем более, что подсознательно только что почувствовал еле уловимый запах дыма... Бывает иногда, когда в печке что-то подгорит, но их только включили! Бегом в кокпит.

Оказалось, у них  сработала сигнализация дыма в заднем багажнике.

- Как там в салоне – дымом не пахнет?

- Вроде как есть чуть-чуть, сейчас уточню.

Вышел в салон, тут же звонок на L1:

- Это L4. Ахмед, у нас дым из под пола!

Вот так... Что может быть хуже? Пойду, «обрадую»...

- Капитан, дым из-под пола в последнем салоне!

Бортинженер явно не в себе: лихорадочно листает сборник аварийных действий и никак не может найти нужную страницу. При этом как-то нервно повторяет: No problem, no problem! А ещё американец... Второй пилот растерян и как-будто в лёгком ступоре.  Один капитан спокоен:

- Всё нормально, не волнуйтесь

- Как нормально? Горим ведь!!!

И, неужели не ясно, что давно разворачиваться пора? Мы, ведь, продолжаем на Джедду пока(((

Ну, наконец! Капитан пристегнул плечевые ремни и начал разворот на обратный курс.

Поиски чеклиста, между тем, продолжаются...

Ладно, посмотрим, а пока – за дело. Надо бригаду и пассажиров подготовить.

Закрыл за собой дверь, обернулся в салон и сразу понял, что подготовки не будет. Задние пассажиры уже в проходах. Дыма полно. Никогда такого не видел: чёрными струями он бежит по закруглённым стенкам и клубится под потолком. Люди пригибаются, чтобы не вдыхать это и продираются вперёд, где ещё не всё так плохо. Старики, кричащие женщины, плачущие дети. Несколько мужчин расталкивают не столь отчайных и наглых соседей и рвутся вперёд. Кто-то пытается прорваться по креслам и головам. Кто-то по упавшим в проходах. Остановить это уже невозможно – все хотят жить.

- Займите свои места! Мы идём на посадку. Ситуация под контролем. Прослушайте информацию об аварийной посадке...

Сидевшие впереди тоже уже стоят, и, хотя, дым здесь ещё совсем жидкий, тоже начинают тесниться вперёд, понимая, что скоро это всё будет и у них.

Кто глотнул дыма, начинают кашлять – сильно, с надрывом. В горло - как кол вставили. И не остановиться. На глаза наворачиваются слёзы. Грудь разрывает от глухих ударов изнутри...

Процесс неуправляем... Хотя, всё-таки, пытаться надо...

За окном уже летят кврталы Рияда. Привычный толчок – выходят шасси. Быстрее! Время ползёт...

Ахмед вернулся в кокпит. Здесь всё пока более-менее нормально. Дымом только чуть пахнет. Полоса уже видна впереди. Несколько минут и мы на спасительной земле.. Пережить бы эти несколько минут...

- Командир, там всё плохо – будем эвакуировать, когда остановимся?

- Погоди, я скажу, если надо.

- Как, «если надо»? Какие ещё варианты????

Вышел обратно в салон. За кабиной уже не протолкуться. Что там дальше – не видно. Только дым, крики, кашель. Дышать почти нечем. Даже не хочется думать про тех, кто сзади...

Касание. Неужели пережили? Тормозите быстрее. Почему всё так медленно, как обычно?

Обратно в кокпит.

- Командир – эвакуируем?

- Погоди, я скажу.

Как-будто ничего не происходит! Да там уже полная задница!

Нет, рулит в конец полосы, медленно сворачивает на рулёжку и продолжает рулить!

- Ё.. твою мать! Хватит уже!

Толчок в спину – пассажиры уже здесь. Наконец остановились. Всё равно команды нет! Хрен с ним! Ахмед пытается прорваться к двери – перед ним толпа обезумевших людей. Кто двери-то будет открывать? Лётчики что-то кричат. Толпа напирает. В кокпите уже давка. Дым. Крики. Кто-то молется. Раздирающий кашель. Кол в горле. Кто-нибудь – откройте двери!!!!!! Дыма всё больше. Ахмед прижат к чей-то спине. Не пошевелиться. Дышать уже нечем..............

_____________________________________________________________________________________

Вот так, примерно... Со стороны это выглядело почти безобидно: самолёт сел нормально, докатился до конца ВПП, освободил её, даже свернул на магистральную РД. От посадки до остановки прошло 2мин. 40 сек! Вечность, когда горит. Подъехали пожарные машины и стояли рядом с самолётом, у которого двигатели ещё работали в течении 3 мин. 15 сек., и который выглядел вполне обычно, без внешних признаков пожара,  и, не получив никакой команды или информации просто ждали. Только через 15 минут смогли открыть R2 и тут же огонь, видимо получив порцию кислорода вспыхнул по всему фюзеляжу. Только после этого начали тушить. Хотя, спасать к тому времени уже давно было некого...

Почему они не эвакуировались, так и осталось тайной. Есть версии, что не разгерметизировали самолёт, и поэтому не смогли открыть двери. Не разгерметизировали потому, что забыли или, не следовали установленной процедуре, или, возможно, потому, что перегорели провода управления выпускными клапанами. Также, возможно, экипаж просто физически не смог прорваться к дверям. Пассажиры были везде. В кокпите нашли 11 тел...

Судя по расшифровке разговоров, капитан, видимо, находились в состоянии «отрицания». Песенку на арабском всё время напевал. Несмотря на информацию бригадира и настойчивые просьбы об эвакуации, он не стал останавливаться на ВПП и вполне контролируемо потерял драгоценные минуты. Второй пилот только начал летать на L1011 и помощи от него не было никакой. Бортинженера вообще пререклинило – так и не смог найти нужную аварийную процедуру в сборнике.

Подробности происходящего в салоне и кокпите, динамика развития пожара, поведение пассажиров - естественно, полёт моей фантазии, подкреплённый материалами расследования, рассказами людей, которые работали в авиакомпании в то время, а также членов экипажей двух других сгоревших самолётов (Ту-134 65120 и 65617), которых я знаю очень близко....................


http://en.wikipedia.org/wiki/Saudia_Flight_163

 




- Капитан, дым из-под пола в последнем салоне!
Бортинженер явно не в себе: лихорадочно листает сборник аварийных действий и никак не может найти нужную страницу. При этом как-то нервно повторяет: No problem, no problem! А ещё американец... Второй пилот растерян и как-будто в лёгком ступоре. Один капитан спокоен:
- Всё нормально, не волнуйтесь


Да уж... КВС никуда не торопился...
Суицидник, судя по всему... Никого же не вынули живым?

Суицидник, судя по всему...

Он же это не планировал. Случай...

Да, грустно... А ведь с эвакуацией тоже не все так просто, вспомним Манчестер в 1985....

Вот откуда у Бритишей технология при пожаре поворачивать самолёт так, чтобы ветер не сносил пламя на фюзеляж...
И смотреть в окно, прежде чем открывать двери...

как происходит его розгерметизация ? В старом DC что то особенное ?

как происходит его разгерметизация ? В старом DC что то

Это Локхид L1011 Тристар. Похож на DC-10, и даже его прямой конкурент. Для разгерметизации надо открыть выпускные клапана системы наддува или правильно выставить автоматику, чтобы она это сделала сама к моменту посадки. При эвакуации ручное открытие этих клапанов - один из жизненно важных пунктов. Остановиться, выключить двигатели и открыть клапана. Иначе эвакуации не будет.

Написано сильно, ОЧЕНЬ сильно.
И здесь не обвинишь тристар, что у него ядовитые горючие панели... у всех они такие.
301 человек...
Страшно.

(Deleted comment)
да очень живо написано. У Вас явный талант, пишите больше, хотя мне кажется что Вы и так уже давно пишите. погуглил номера тушек которые были в конце - завис на пару часов на форуме.

Интересно, сам только что там же полазил и нашёл свои же посты и ссылки на них...

ИМЕННО ПОЭТОМУ =

= была изменена процедура в Г.А. во ВСЁМ Мире - теперь (когда самолёт на земле) Право на принятие Решения об аварийной эвакуации
имеет Старший бортпроводник (в экстренных случаях - без согласования с Коандиром)!

Re: ИМЕННО ПОЭТОМУ =

Проводники, наверняка и сами бы начали эвакуацию - жить-то хочется! Но, это было вначале невозможно из-за движения самолёта, а потом, из-за невозможности открыть двери то ли из-за наддутости фюзеляжа, то ли из-за толпы пассажиров, то ли из-за всего вместе. Большинство из 301 тел были в передней части(((

Чек-лист... Хорошо, конечно, что они под рукой. Но есть же действия, которые экипаж должен выполнять, не задумываясь. И особенно в тех случаях, когда это связано с пожаром. Конечно, если первой строчкой каждого чек-листа будет "На все воля...(имя верховного божества авиакомпания вписывает сама)", то дальнейшие действия "читателей-искателей" могут сильно отличаться друг от друга...

 0 V |uv@Etg#gǎ &m.pRA}`J [y# مf).=n͹d

Есть, но их мало. И чем меньше, тем лучше. Ибо память, как показывает практика, легко подводит в нужный момент. Найти, прочитать и выполнить гораздо надёжнее. Ну, а уж если и на это не способен - память вообще не помощник(((

Edited at 2011-01-09 09:57 am (UTC)

Страшно... особенно то, что со стороны экипажа не было адекватных действий по спасению, а попытки что-то сделать подавлялись, судя по тексту :(
А что за "состояние «отрицания»"? Нечто вроде переклиненности?

Текст очень живой, прямо все прочувствовать заставляет...

А что за "состояние «отрицания»"? Нечто вроде переклине

Состояние отрицания (термин, введённый Фрейдом) - это психологичиская защитная реакция, суть которой в том, что человек, поставленный перед очень неприятным фактом, отрицает его наличие, даже несмотря на неопровержимые доказательства. В данном случае капитан очевидно отрицал неминуемую смертельную опасность. Песенку напевал. Говорил, что не надо эвакуировать. При этом практически в одиночку пилотировал самолёт, и как-то управлял экипажем. Т.е. его никак не переклинило.

Похожие случаи и в Аэрофлоте были, но с happy end. Ил-86 в Дубае, забыли выпустить шасси. Сели "на брюхо", самолёт полностью сгорел за несколько минут. К чести бортпроводников, они не стали ждать никаких команд, а сразу приступили к эвакуации - НИКТО не пострадал.

Ту-154 Базель-Шереметьево. Перевозили 20 тонн сигарет (без пассажиров) Пожар развивался молниеносно. Но и экипаж ни секунды не упустил - сразу приступили к аварийному снижению, "сели" в поле. Самолёт полностью разрушился и сгорел. Экипаж невредим! КВС Витя Столяров, год назад только списался, летал на Ил-96. Второй пилот - Юра Осипов, в Трансаэро на Боинге сейчас летает.

Разве Ил-86 полностью сгорел? На сколько я помню он не вредим остался, не считая покоцанных двигателей.
Или возможно спутали со случаем в Дели, когда в 94ом 737-200 врезался в баклажан (86119) на стоянке.

Написано хорошо, а катастрофа опять же, из-за разгильдяйства - "я подумал, что этот этот решил..."

(Deleted comment)

Так а что загорелось

Причину так и не выяснили... Что-то загорелось в заднем багажнике.

(Deleted comment)

просто ждали. Только через 15 минут...

Чего-то у саудовских арабов всё наоборот делается. В Медине вместо точечного воздействия развернули целую войсковую операцию с трёхзначной численностью штурмующих, при поддержке БТР-ов, а здесь... просто ждали. Наверное американца-б/инженера и переклинило оттого, что понимал, куда попал. На квалифицированную помощь не рассчитывал.
А ведь в соседних Эмиратах всё по-другому...

Re: просто ждали. Только через 15 минут...

Там потом выяснилось, что они не знали, как двери отрыть снаружи. И потом, вначале двигатели работали, да и признаков огня и дыма снаружи не было долго никаких. Темнота, опять-таки.
Да, и то верно - саудовцы...
Хотя, американец, получается, главный виновник неоткрытия дверей(((
Жду не дождусь, когда я уже сам буду в состоянии всё в кокпите делать, не полагаясь на бортинженера. Среди них попадаются конкретные тормоза(((.

Edited at 2011-01-09 11:06 am (UTC)

(Deleted comment)

Тулуза, FuLL Transition AirBus-330

Всё переносят((
Записку пока не передали. Это, наверное, те кто переучивается. Скоро уже приедут))

Такие пожары безжалостны ко времени - дым убивает быстро и эффективно. Разок пришлось тушить нечто в таком духе, так даже с респиратором надо было работать ну очень быстро...

Есть такая правильная книжка:

(Anonymous)
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Начальник УАБ МГА гражданской авиации

Красильников М.А. Тимофеев
11.12.1990г.
11.12.1990г.
№ 21/и

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ НА
АЭРОДРОМАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Договор № 80.123-1540




Начальник ГосНИИ ГА, В.А.Горячев
д.т.н.


Начальник 123 отдела В.Б.Черток


Руководитель работы, В.В. Голяшкин
к.т.н.

Москва, 1990


Рекомендации по методам и тактике тушения пожаров на воздушных
судах на аэродромах гражданской авиации, введенные в действие
указанием МГА от 13 сентября 1983г. № 681/у, все дополнения и
изменения к ним считать утратившими силу.
Рекомендации разработаны коллективом специалистов ГосНИИ ГА в
составе: Голяшкин В.В. (научно-методическое руководство, разделы
1-12, приложения 1-4), Баранов С.Г. (раздел 10, приложения 1 и 2.2),
Благополучная Г.Г. (раздел 8, приложения 2.4-2.6,4), Крылова Г.С.
(разделы 5, 7, приложения 2.3 и 3), Лютик Н.Ф. (разделы 4,6,9).
Адрес: 103340, Москва, К-340, а/п Шереметьево, ГосНИИ ГА (тел.
578-45-03)
.

Re: Есть такая правильная книжка:

Пожары внутри фюзеляжа.

Пожары внутри отсеков ВС, в частности в пассажирских салонах и
кабине, относятся к пожарам в замкнутом объеме. Основной горючей
загрузкой при таких пожарах являются декоративно-отделочные и
конструкционные элементы интерьера, представляющие собой
искусственные и натуральные материалы обивки и наполнение кресел,
ковровые покрытия, электропроводка, пластмассовые изделия.
Для пожаров внутри фюзеляжа характерны небольшие размеры
пожара, вызывающего высокую задымленность помещения, относительно
быстрое нарастание температуры в верхней части помещений и медленное
- в зоне пола. При установившемся горении (через 2-3 мин) среднее
значение температуры в зоне пожара в 2-4 раза превышает температуру
в зоне пола. Среднеобъемная температура при установившемся горении
(до момента прогорания обшивки) не превышает, как правило, 250°С и
имеет некоторую тенденцию к снижению. Пожар имеет тлеющий характер
без видимого пламени, однако он не прекращается до полного выгорания
горючей загрузки. Горение происходит по поверхности стен, потолков,
пассажирских кресел, но может быть и в объеме салона за счет капель
расплавленных синтетических материалов, стекающих с отделочных и
конструкционных элементов потолка салона и кабины экипажа.
При прогорании обшивки пожар внутри фюзеляжа обычно усиливается
вплоть до появления открытого пламени и температура в верхней части
салонов резко возрастает (до 900°С). Высокая температура может
привести к расплавлению и загоранию сплавов магния, входящих в
конструкцию некоторых типов пассажирских кресел, что затрудняет
тушение пожара.
При пожарах внутри фюзеляжа происходит быстрое нарастание
концентрации отравляющих веществ продуктов горения и термического
разложения горючих материалов, обусловливающих основную опасность
для людей, находящихся на борту горящего ВС.
Характер пожаров внутри фюзеляжа воздушного судна определяет и
сложность его тушения, связанную с труднодоступностью очага пожара и
трудностью определения его местоположения.