Добролёт (aviacomment) wrote in interactiveavia,
Добролёт
aviacomment
interactiveavia

Разбор полётов, или Нужны ли лётчику мозги-2

Идея вот пришла учредить периодический разбор полётов. Еженедельным ли он будет, ежемесячным или ежегодным покажет время. И формат разбора тоже время покажет. Пока же получился субботний (суббота сегодня рабочая!) разбор, вернее его методическая часть.

К разбору сегодня предлагается выдернутый мною из комментов badaevg любопытный документ.

Любопытен не документ, как таковой, а описываемая в нём ситуация. Там фатальным образом совместились технологический дебилизм самолёта Ту-154 ОКБ им. Туполева и странным образом подобравшийся экипаж, в котором не оказалось ни одного думающего человека.

Для начала привожу сам документ, разбив его предварительно на блоки. Это, надеюсь, поможет быстрочтению, поскольку часть блоков, не несущих смысловой нагрузки, можно попросту проигнорить.

Итак:


6 декабря 1995 года в 17.08 UTC через 25 минут после вылета из
аэропорта Южно-Сахалинск потерпел катастрофу самолет Ту-154Б1
RA-85164 Хабаровского объединенного авиаотряда Дальневосточного
регионального управления ФАС России.

Экипаж в составе командира воздушного судна Сумарокова В.К.,
второго пилота Ревидовича С.А. штурмана Мартынова А.А., бортинженера
Мороза Г.А. и четверых бортпроводников выполнял пассажирский рейс
N3925/3949 по маршруту Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск -
Улан-Удэ - Новосибирск.

К моменту взлета из Южно-Сахалинска на борту
находилось 90 пассажиров (из них 84 взрослых и 6 детей), 8 членов
экипажа, 6650 кг груза, почты и багажа. Взлетная масса самолета
составляла 82600 кг, центровка 25% САХ, что не выходило за пределы
ограничений, установленных РЛЭ самолета Ту-154Б.

После взлета из Южно-Сахалинска, в процессе набора высоты,
экипаж ВС обратил внимание на несвойственную для данного этапа
полета необходимость интенсивного изменения балансировочного
положения штурвала на парирование левого возмущающего момента. К
моменту включения автопилота в режим стабилизации в боковом канале,
на высоте около 6800 метров и М 0,6 балансировочное отклонение
штурвала вправо превысило нормальное значение для данного самолета
при полете на эшелоне....

Через 12 минут после начала перекачки (23 минута полета) шток
рулевого агрегата элеронов РА-55 встал на упор. Таким образом,
автопилот, будучи фактически исправным, исчерпал возможности
парирования правого кренения. С данного момента самолет под
действием плавно продолжающегося роста возмущающего момента от
топливной асимметрии, начал крениться на правое крыло.

Экипаж,приступивший к предпосадочной подготовке, своевременно не определил
развитие крена. Через 4 секунды после срабатываний сигнализации
"КРЕН ПРАВЫЙ ВЕЛИК" экипаж обратил внимание на наличие большого
крена и лишь на 13-ой секунде после срабатывания этой сигнализации
автопилот был выключен кнопкой быстрого отключения, когда крен
вправо составлял около 70 град.

Отклонение штурвала влево практически совпало по времени с выключением автопилота. При этом
шток рулевого агрегата элеронов РА-56, переместившись в нулевое
положение, кратковременно отклонил элероны в направлении создания
правого крена.

Дальнейшие действия экипажа, сопровождавшиеся
хаотическими знакопеременными перемещениями штурвала в быстро
развивающейся аварийной ситуации, свидетельствуют о полной потере
пространственной ориентировки.


Вопрос №1. Это что же за чудо-самолёт такой, что СМЕРТЕЛЬНО боится топливной асимметрии? А-330, например, максимальная заправка которого втрое больше, чем у Ту-154, летает при ЛЮБОЙ топливной асимметрии, вплоть до вбухивания всего топлива в одно крыло. И никаких ограничений асимметрия такая не накладывает. На Б-777, где ёмкость топливных баков составляла 173,5 тонны проблемы асимметрии тоже, насколько я помню, не существовало.

Вопрос №2. Поведение экипажа... Ребята взлетают, набирают 6800м. "на руках", посколько чувствуют, что что-то здесь не так. Но на 6800 вдруг резко успокаиваются и включают автопилот! По-страусиному решают проблему, спрятав голову в песок.

Далее "Через 12 минут после начала перекачки (23 минута полета) шток рулевого агрегата элеронов РА-55 встал на упор. (во шайтан, и кто бы ожидал подлянки такой!!!) Таким образом, автопилот, будучи фактически исправным, исчерпал возможности парирования правого кренения. С данного момента самолет под действием плавно продолжающегося роста возмущающего момента от топливной асимметрии, начал крениться на правое крыло. "

То есть ребята включением автопилота "законсервировали" проблему. Да оно и правильно, весь полёт ведь впереди ещё, а сейчас бы чайку-кофейку неплохо... Покушать опять же нет помешало бы. А хреновина эта с кренением самолёта и до предпосадочной потерпит. А то и сама собой рассосётся.

Не рассосалась... А тут уже и предпосадочная полготовка приспела - серьёзное и важное занятие - не до кренов, баловство всё это: -
"Экипаж,приступивший к предпосадочной подготовке, своевременно не определил
развитие крена. Через 4 секунды после срабатываний сигнализации
"КРЕН ПРАВЫЙ ВЕЛИК" экипаж ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ (слава Аллаху, наконец-то!!!) на наличие большого
крена и лишь на 13-ой секунде после срабатывания этой сигнализации
автопилот был выключен кнопкой быстрого отключения, когда крен
вправо составлял около 70 град."

Стыдно, коллеги...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments